Песнь первая
В Верхнем мире от богов рождается мальчик. Он сразу проявляет буйный характер. Вещунья Нижнего мира предсказывает, что он разрушит все миры, уничтожит все живое в них. Опасаясь буйного права мальчика, боги привязывают его к огненным веревкам к восьмигранному волшебному столбу, что находится на железной горе. Этот мальчик – Будущий герой и защитник людей, богатырь Нюргун Боотур Стремительный.
Боги выносят решение: мальчик должен быть освобожден лишь в случае возникновения бед и несчастий в Среднем мире, чтобы унять разрушителей.
Для продолжения рода Саха боги заселяют Средний мир первыми людьми Саха Сарын Тойоном и его женой Сабыйа Баай Хотуном.
У Сабыйа Баай Хотун рождаются близнецы: мальчик Кюн Дьирибинэ (Солнечный Блеск) и девочка Туйаарыма Куо (Красавица Жаворонок).
Дети растут: Кюн Дьирибинэ бахвалится, призывает богатырей Верхнего и Нижнего миров померяться сним силой. Бахвальство его оказывается роковым: через три дня в образе трехглавого змея прибывает чудовище – богатырь Нижнего мира Уот Усутаакы (Огнеизвергающий). После короткого боя он побеждает Кюн Дьирибинэ и увозит Туйаарыму Куо.
Песнь вторая
Люди жалуются на засилие чудовищ абаасы. Вняв их жалобам, богиня Среднего мира Аан Алахчын Хотун обращается за помощью верховному божеству Юрюнг Аар Тойону. Тот распоряжается освободить Нюргун Боотура Стремительного для защиты средней земли и спустить его туда вместе с сестрой Айталыын Куо (Красавицей Айталыын). Родители не решаются отправить дочь одну с Нюргуном, который все время будет находиться в боях и походах. Поэтому они посылают с ними и младшего сына Юрюнг Уолана (Белого Юношу).
Нюргун Боотур объезжает богатырского коня Дьура-Хара и отправляется к кузнецу Кытаю Бахсылаану; тот выковывает ему богатырское оружие и железную богатырскую одежду. Нюргун Боотур тем самым сделал вызов врагам и ждет их.
Песнь третья
Он сообщает брату, что в образе белого журавля пролетела душа Туйаарымы Куо («дух спетой ею песни, слеза его плачущих глаз»). Она просила о помощи. Юрюнг Уолан немедленно отправился в поход спасать Туйаарыму Куо. Богиня Аан Алахчын Хотун призносит ему алгыс.
В образе чудовищной восьминогой твари прибывает богатырь абаасы Эсэх Харбыыр. Он выкрадывает Айталыын Куо и исчезает. Нюргун Боотур тут же пускается в погоню за похитителем, прибывает в Нижний мир Арсан Дуолая. Догоняет врага и отнимает у него Айталыын Куо и, обратив ее в шерстяной комок, закладывает в левое ухо своего коня, которого отправляет обратно, наказав прибыть к нему по первому зову.
Начинается большой богатырский бой. Нюргун Боотур с помощью своей старшей сестры, шаманки Айыы Умсуур из бездны бедственной поднялись и достигли средней земли. Айыы Умсуур поцеловала брата и, обернувшись в белого стерха, улетела. Нюргун Боотур, кликнул своего коня, вынул из своего ухо коня волосяной комочек, обернувшийся вмиг перед ним красавицей Айталыын Куо, милой его сестрой и, крепко обняв ее, поцеловал.
Вдруг ниоткуда возникает черный, чалый ворон, произносит заклятия и усыпляет Нюргун Боотура, который в бедственной пустыне проспит тридцать суток .
Как уснул Нюргун Боотур, налетает пурга ,закипает свирепый буран, становится холодно. Вдруг семь оленей в упряжке одной вылетели из чащи лесной. Показался старый тунгус- Сортол. Выронил он из рук палку свою и якобы не мог сам достать рукой попросил помочь Айталыын Куо. Сжалившись над стариком, она хотела поднять палку, но была похищена, оказавшись оглушенной в ногах у тунгуса того на нартах.
Песнь четвертая
Юрюнг Уолан прибывает в богатую страну. Около роскошной юрты его встречают три красавицы с кубками кумыса в руках и приглашают отдохнуть с дороги. Юрюнг Уолан, не вняв предупреждению о коварстве волшебниц, принимает приглашение. Как только он входит в юрту и садится на почетные нары, они сразу же разламываются надвое, и Юрюнг Уолан проваливается в бездну.
Юрюнг Уолан прибывает в подземный мир – в страну Уот Усутаакы и вступает с ним в бой. Тот, обратившись в огромного огненного змея, обвивается спиралью вокруг тела богатыря айыы и душит его. Юрюнг Уолан проявляет находчивость – он дает ложное обещание жениться на его сестре Кыыс Кыскыйдаан (Крикливая Дева). Обрадованный богатырь – абаасы выпускает его.
Уот Усутаакы отправляется добывать еду для свадебного пиршерства с Туйаарымой Куо. Оставшись одни, Юрюнг Уолан убивает Кыыс Кыскыйдаан и пытается освободить Туйаарыму Куо, но, вернувшись вовремя, Уот Усутаакы быстро побеждает его. Юрюнг Уолан, оказавшись в смертельной опасности, прощается с родными и просит брата помочь ему.
Песнь пятая
Под видом тунгуса Ардьаман_ Дьардьаман украл Айталыын Куо. Проснулся Нюргун Боотур после заколдованного сна и все понял. Прыгнул Нюргун Боотур в седло и прямо на юг поскакал по широким оленьим следам. Достигнув владений Бохсоголая, плюнул ему в лицо, вызвав его на бой, Исполин Нюргун Боотур Побеждает и выручает из неволи свою сестру.
Нюргун Боотур Стремительный, вернувшись домой после победы над Эсэх Харбыыром, видит, что стрела Юрюнг Уолана сгнила, из неё капает кровь, Опечаленный и разгневанный Нюргун Боотур Стремительный немедленно отправляется в новый поход.
Песнь шестая
Нюргун Боотур просит Туйаарыму Куо, когда прибудет Уот Усутаакы, разжалобить его слезами и упросить перед нею в своем виде, тогда он постарается напасть на него неожиданно. Нюргун Боотур исчезает на месте, обратившись в росу.
Через тридцать дней прибывает Уот Усутаакы в образе огненного змея. Туйаарыма Куо плачет, упрекает его, что он ни разу не показывался перед нею в собственном виде. Пугает её страшным видом, не ласкает её, Уот Усутаакы становится жаль её, он принимает свой вид, снимает десятислойную броню. В этот момент неожиданно представший перед ним Нюргун Боотур пронзает его насквозь длинной гладкой рогатиной.
Нюргун Боотур находит запрятанную Уот Усутаакы живую воду и оживляет Юрюнг Уолана, который «просыпается» как после долгого сна. Затем братья вдвоем освобождают от оков Туйаарыму Куо и Кюн Дьирибинэ. Через три года он посылает Юрюнг Уолана свататься за его сестру – Туйаарыму Куо и предлагает усторить должную встречу.
Стали слетаться гости с трех миров. Начался спор между женихами. Прибыл и Юрюнг Уолан. Представился перед родителями Туйаарымы Куо. Туйаарыма Куо его обращение ответила согласием. Саха Саарын Тойон с владыками айыы решили со свадьбой подождать. Назревал скандал. Буйные верхние абаасы по-хорошему не уйдут. Решили до появления Нюргун Боотура отвлечь гостей богатырскими играми и скачками богатырских коней, чтобы не допустить опять вражды. Появляется Нюргун Боотур в облике Суодалба, благословляет своего коня в сторону бесноватых небес
Песнь седьмая
Вокруг шум и гомон болельщиков. Продолжаются состязания среди богатырей. На вершине большой горы собираются стрелки из лука. В этом состязании и принимает участие Юрюнг Уолан. Состязание завершается тем, что стрела Юрюнг Уолана попадает в золотой сыагай и он разлетается на четыре части. Три осколка падают на землю, а четвертый осколок подхватывает на лету Уот Усуму, находясь в образе восьминогого змея – Алтан Садага.., грозясь, что он свою добычу все равно возьмет и золотогрудую пташку никому не отдаст.
Нюргун Боотур сбрасывает обличье Суодалбы и во всем своем величье предстает перед Уот Усуму: плюнул ему в лицо так, что чуть не завязался бой, который приостановил Кюн Дьирибинэ – богатырь. Он предложил праздник не омрачать.
Но если миром нельзя разойтись, предложил удалиться в долину Онолутта…
Так они сделали… Уот Усуму и Нюргун Боотур очутились на нелюдимой долине Онолутта. Заговоренные духом вражды, начали свой поединок. Тридцать дней и ночей яростно бились они. Уот Усуму, признав, наконец, непобедимость Нюргун Боотура, предлагает вражду закончить миром, а Туйаарыму Куо разделить пополам, похитить чудовище Кыймылыын, разделить её тоже и восполнить половинки Туйаарымы Куо. Нижнюю половину Туйаарымы Куо хотел оставить себе. Нюргун Боотур такое предложение осудил, и драка продолжилась три дня и три ночи. В результате, Нюргун Боотур бросает Уот Усуму ничком, но он вдруг оборачивается в огненного змея Садага. Нюргун Боотур тотчас переворачивается через голову и превращается в огромного орла. И вдруг услыхал он издалека отчаянный крик, голос Туйаарымы Куо. Уот Усуму похитил её и устремился в свой неприступный дом, в железную крепость свою.
Песнь восьмая
Юрюнг Уолан с молодой женой – Туйаарымой Куо приезжает в долину Кыладыкы, где простиралась его земля, куда спускается с высоты, озаряя щедро своих детей, жизнерадостная Иэйэхсит. Юрюнг Уолан супругу свою обвел три раза вокруг коновязи большой, обвив ей руки свежей травой, ввел в просторный серебряный дом под кровлею золотой. Домочадцы поднесли высокий чорон с пенящимся кумысом, Восемь дней пировал народ. На девятый день западный ветер налетел, снег повалил, и низ клубящихся облаков вылетел огненный змей. Ударом хвоста развалил он стену, схватил за косу Туйаарыму Куо, поднял в воздух и умчал в высоту.
В доме Уот Усуму у Туйаарымы Куо начались роды. Родился мальчик, которого хотел Уот Усуму съесть, но вдруг огромный коршун его похищает (в образе старухи Дьэгэликээн) и уносит ребенка в жерло огненной, дымной горы, где скрипели три колыбели её… Только она хотела этого дитя уложить в одну из этих колыбелей, подлетела добрая Айыысыт и вырвала младенца из её рук и в Средний мир его унесла. Малыш подрастал. Подросши начал раздумывать: кто я?, откуда я?
Белый журавль объясняет, как ему можно найти своих родителей. Наказала птица – стерх малышу найти и защитника средней земли Нюргун Боотура, который средь бранного поля надолго уснул, говорят…
Одун Хаан – властелин небес отправляет Айыы Умсуур Удаган – заклинательницу восьми небес на помощь к Нюргун Боотуру. Айыы Умсуур и пять её небесных сестер опустились на белое облако и среди острых скал на земле увидели Нюргун Боотура без признаков жизни. Белые удаганки айыы произносят заклинания, трижды обрызгивают животворной белой влагой небес и желтой благодатью земли… и оживляют исполина орла…
Нюргун Боотур летит вдогонку за Уот Усуму. Долго летел он до нижних небес, обиталища абаасы, Там опустился в богатырском обличье своем перед Уот Усуму, и началась битва снова. От неслыханной драки их начались бедствия в трех великих мирах.
Владыки судьбы повелевают трем стажам смерти заарканить богатырей и усмирить. Нюргун Боотур побеждает, но Уот Куталай Удаган пытается оживить душу Уот Усуму.
Выросший сиротой юноша Ого Тулаайах, одинокий богатырь – Эр Соготох едет спасать из плена мать свою и спасает. Выбежав из железного дома, туйаарыма Куо и её сын спешат УК упавшему с горы Нюргун Боотуру и попытается его поднять. Подняли Нюргун Боотура и передали просьбу воинственной Кыыс Нюргун, чтобы он обязательно в её дом заглянул. Нюргун Боотур поручает Ого Тулайаху поспешить в Нижний мир за обещанную судьбой невестой – Хаачылаан Куо и привести её в Средний мир.
Песнь девятая
Нюргун Боотуру сообщают о том, что Богатырка Кылааннаах Кыыс Нюргун (Прекрасная девушка Нюргун) задумала надеть на него ярмо, отрезать уши и сделать его своим рабом, Такая весть его очень возмутила и он отправился к Кыыс Нюргун с целью отомстить ей за такое унижение.
Через тридцать дней и ночей Нюргун Боотур прибывает в чудесную и благодатную страну. Его взору предстает прекрасная равнина, посреди которой возрастает священное дерево Аар – Луук , а чуть далее огромный ледяной курган без окон и дверей, у которого только на макушке сияет широкий проем.
Нюргун Боотур проникает по каменной лестнице вглубь этого кургана. Оглядевшись, видит спящую на своем ложе прекрасную Кыыс Нюргун без каких-либо доспехов. Богатырь не стал беспокоить её и прилег на другие нары. Проснувшись, увидел Кыыс Нюргун в полном вооружении у своего ложа. Мощность и её красота поразила богатыря. На её вопрос, зачем он приехал к ней, Нюргун Боотур, забыв о мести, ответил, что приехал свататься за неё, и просит сразу дать ответ, Кыыс Нюргун предлагает ему борьбу, от результатов которой будет зависеть ответ.
Нюргун Боотур побеждает, бросив ее оземь, и тут начинается настоящий богатырский бой. Поднимается настоящая кутерьма. Наконец, Нюргун Боотур приподнимает Кыыс Нюргун, ударяет о бедро и бросает ничком о землю, но неземная богатырша вдруг с грохотом разрывается и превращается в неосязаемый дым и пропадает в северной стороне.
Нюргун Боотур Стремительный пускается в погоню. Кыыс Нюргун прячется в обиталище абаасы Алыпа Хара. Приближаясь к абаасы Алыпа Хаара, он услышал мольбу о спасении ( брата Кыыс Нюргун) богатыря Хаана Дьаргыстая и спасает его. Затем оба сына айыы нападают Алыпа Хара и низвергают его. Скриком ярости на Нюргун Боотура бросается Кыыс Нюргун. Наступает неслыханный топот, грохот и гром.
Взбудораживается воплями Верхний, Средний и подземный миры. Великанша и богатырь, не помня ничего, кроме вражды, начали поединок без отдыха тридцать дней.
По распоряжению верхнего божества Юрюнг Аар Тойона шесть белых небесных шаманок разъединяют дерущихся девятихвостным железным прутом, выбивают на костре из тела Кыыс Нюргун дух войны, проникший в её плоть и кровь. Она принимает мирный облик и становится еще прекраснее.
Айыы Умсуур благословляет Нюргун Боотура и Кыыс Нюргун на долгую и счастливую совместную жизнь и объявляет прекрасную Айталыын Куо невестой Хана Дьаргыстая. Все, нигде больше не задерживаясь, тронулись в сторону средней земли – домой.
Одинокий Эр Соготох – Эриэдэл Бэргэн мать и отца своих отыскал, вернул их в родгой дом, а сам двинулся в дальний путь спасать свою сестру Хаачылаан Куо от Тимир Дьыбардана. Три ночи и три дня была битва. Эр Соготох начал проигрывать бой, но его спасают подоспевшие (проезжавшие мимо этого места) Нюргун Боотур с прекрасной Кыыс Нюргун.
Возвратившиеся домой Нюргун Боотур, Кыыс Нюргун, Хаан Дьаргыстай и Айталыын Куо играют двойную свадьбу. Девять суток продолжается свадебное торжество, которое затем превратилось во всенародное празднество ЫСЫАХ.
Использованная литература: «Нюргун Боотур Стремительный» в рисунках детей Республики Саха (Якутия) \ автор-составитель Г.А.Шелковникова. – Якутск: Бичик, 2005. – 72 с.